Вопросы, волнующие каждого человека
Зачем человеку нужно заниматься духовной практикой?
Почему человек не может вести жизнь, наполненную лишь радостью? Я думаю,
эти вопросы есть у каждого. В принципе, два потока праны: испускание и
накопление – трудная и деликатная тема. Что значит «трудная и деликатная
тема»? Сегодня я хочу рассказать о чуть более высоком законе Тантра-Ваджраяны.
Вообще всю прану можно условно разделить на пять
частей. Это Апана-ваю – поток энергии, управляющей, например, испражнением,
семяизвержением и т. п. Самана-ваю – поток энергии, управляющей пищеварением.
Прана-ваю – поток энергии, поглощающей энергию из воздуха. Удана-ваю –
восходящий, поднимающий поток энергии. И Вьяна-ваю – поток энергии, образующей
форму нашего тела. Для начала нужно хорошо понять эти пять ваю, пять потоков
энергий.
Необходимо – об этом я давал лекцию и в Нагое
– понять основной принцип радости от испускания и радости от накопления.
Почему Цандали заставляет прану подниматься и опускаться? Почему благодаря
подъему и падению энергии происходит ее накопление? Почему это приносит
радость? Почему не следует испытывать радость от испускания? Почему следует
отрицать удовольствие от семяизвержения или, у женщин, от оргазма? Пропадет
ли когда-нибудь необходимость отрицания такой радости? Почему нельзя захватываться
вкусом? Почему нельзя захватываться зрением, слухом, обонянием? Такие вопросы
должны возникать у людей, читающих и изучающих буддийские сутры.
Объяснение Нирваны согласно буддийским сутрам
В буддийских сутрах дано простое объяснение.
С помощью пресечения шести внешних мест: мира, который можно видеть глазами,
мира, слышимого ушами, мира, обоняемого носом, объектов чувствования вкуса,
объектов осязания – будут пресечены и функции этих шести мест. Будут пресечены
так называемые зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и сознание. Что произойдет,
если будут пресечены шесть мест? Сознание, управляющее шестью местами,
или, выражаясь современным языком, работа мозга, будет полностью пресечена.
Хотя память пока остается. То есть остается только сознание прошлого. Если
и это сознание полностью контролировать, будет пресечен весь Сформированный
Опыт. Благодаря пресечению всего Сформированного Опыта достигается Освобождение.
Почему пресечение Сформированного Опыта приносит
Освобождение? Потому что мы приходим к состоянию, предшествующему рождению.
А что, в это время ничего не существует, это Небытие? Нет, это не Небытие.
В это время существует Пустота. Что такое Пустота? Это мир реальности,
мир сверкающего света, мир огромного пространства света – вот так объясняется.
Но это объяснение очень упрощено. Это учение, дающее определение тому,
что такое Отрицание Этого Мира и Нирвана, относительный мир.
Разница между миром накопления и миром испускания
Ну, а нет ли способа более понятно объяснить
мир Нирваны относительно Сансары? Это различие между миром упоминавшегося
накопления и миром испускания.
Какова вообще причина повторения процесса: Цандали
поднимает прану снизу вверх и накапливает Нектар в передней части тела?
Опустившийся по передней части Нектар останавливается, то есть как бы скапливается.
А прана, которая едет на энергии снизу вверх вдоль спины, пока ещё не накапливается,
и Нектар управляется движением праны.
Накопление Нектара в чакрах – дар для будущей
жизни
Где же происходит накопление? Оно происходит
в чакрах. Накопить энергию в чакрах означает в будущей жизни обладать даром,
то есть Заслугами, означает получить в будущей жизни воздаяние. Взять же
мы это сможем с собой тогда, когда выберемся из этих чакр. А из каких чакр
мы выберемся, зависит от нашего уровня. Первый пункт накопления – это мир
Акшобьи, иначе говоря, происходит накопление в Свадистана-чакре.
Скажу еще раз: радость от испускания, то есть
радость от эякуляции существует в половых органах, и эта радость поднимается
по спине. Но она не только поднимается, она вся доходит до макушки, а потом
падает вниз. Опустившись, она поначалу скапливается в Свадистана-чакре,
потом в чакре Ратнасамбавы – Муладара-чакре, потом в чакре Амитабы – Манипуре.
После этого она скапливается в чакре Амогасиддхи – Анахате. А потом – в
Вишудда-чакре Вайрочаны. Почему не происходит накопления в Аджня-чакре
и Сахасрара-чакре? Потому что это места преобразования поднятой энергии
радости от испускания, то есть Бодичитты, в радость от накопления. Иначе
говоря, Сахасрара и Аджня – это не места накопления радости, а места преобразования
радости от испускания. Поэтому Будд всего пять. А что происходит после
накопления до Вишудда-чакры Вайрочаны? Разумеется, после этого она наполняет
голову. Но в Тантра-Ваджраяне все это считается сферой Вайрочаны.
Накопление в Свадистана-чакре
Итак, по мере продвижения духовной практики сначала
мы приобретаем успех у противоположного пола. Обычно у душ в миру, душ
Антимистической Силы из-за, например, средств массовой информации преобладают
мирские желания. Поэтому стоит только энергии немного скопиться в Свадистана-чакре,
они становятся привлекательны для противоположного пола, удовлетворяются
этим и уже не могут практиковать Истину. То есть первое, от чего надо отрешиться,
– это противоположный пол. Так проповедуется и в Тхераваде, и в Тантра-Ваджраяне.
И, как я уже сказал, это потому, что сначала прана накопления скапливается
в Свадистана-чакре.
Накопление в Муладара-чакре
После скопления праны радости в Свадистана-чакре,
следующим идет Ратнасамбава, то есть прана накапливается в Муладара-чакре.
Что происходит в таком состоянии? Нам очень везет в плане богатства. Грубо
говоря, формируется состояние, когда вы можете стать большим богачом. Но
если души, не знающие Закона Ратнасамбавы, дадут возникнуть жадности, то
тут они и застрянут.
Накопление в Манипура-чакре
Но если отбросить всю жадность и стать, например,
практикующим монахом, прана сконцентрируется в мире Амитабы, Манипура-чакре.
Тогда вы трансформируетесь в душу, обладающую великой мудростью. Что значит
«измениться в душу, обладающую великой мудростью»? Это означает, например,
достичь многого в науке и выполнять одновременно столько разных дел, сколько
обычному человеку и не снилось. Вот такое формируется состояние.
Накопление в Анахата-чакре
После того, как вся прана радости от накопления
сконцентрируется в чакре Амитабы, Манипура-чакре, она сосредотачивается
в чакре Амогасиддхи, Анахате. Когда прана концентрируется в чакре Амогасиддхи,
вы становетесь способны осуществлять великие дела, которые никоим образом
не могут делать простые смертные. И у вас формируется такой могучий поток
энергии, что даже те дела, которые обычно занимают 2, 3 или 4 года, осуществляются
за полгода или несколько месяцев.
Накопление в Вишудда-чакре
Когда прана радости продолжает накапливаться,
то далее прана радости концентрируется в горловой чакре, Вишудда-чакре.
Говоря точнее, она не концентрируется, а наполняет тело до этого уровня.
Когда происходит наполнение до этого уровня, вы становитесь способны править
как король Тантра-Ваджраяны. Огромная прана радости полностью заполняет
эту чакру, и вы становитесь способны править как король ради Спасения всех
живых существ. Вы становитесь Христом, Святым Королем, Поворачивающим Колесо,
великим гуру Тантра-Ваджраяны.
К совершенному Освобождению
А если вы и дальше продолжите свою практику,
то в этом состоянии вы окончательно войдете в мир богов и в итоге придете
к совершенному Освобождению.
Шесть Совершенств – от испускания к накоплению
Поэтому если говорить о том, зачем нужно настойчиво
накапливать Заслуги и усердно выполнять Шесть Совершенств, то это для того,
чтобы изменить радость от испускания в радость от накопления. Если вы,
прослушав сегодняшнюю лекцию, подумаете: «А, вот оно что! Значит, до сих
пор я лишь растрачивал накопленное раньше!», – и отныне будете улучшать
свою душу и прилагать усилия к накоплению праны, это будет означать, что
эта лекция была очень важна. Я желаю, чтобы вы настойчиво прилагали усилия.
Хорошо?