Так. Сегодня поговорим немного о медитации.
Что вы имеете в виду, когда говорите: "Медитация"? Если вы как следует
изучаете Учение, то тогда вы подразумеваете под этим следующий процесс:
сначала духовная концентрация, далее — расширение сознания, Самади. Так
ведь?
Хорошо, а что это за состояние — состояние
духовной концентрации? Манджушри.
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
А что такое следовать за чем-то одним?
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Сознание не отходит от одной точки. Так.
А ты, Сарасвати, что думаешь?
Сукха-Ши: ...
Душа не подвержена колебаниям.
Прежде всего, если говорить о том, что
такое концентрация, то это состояние, при котором субъект направлен на
объект. Кроме того, это состояние, при котором субъект правильно рассматривает
изменения окружающих условий, лучше сказать, изменения медитативного состояния.
Что это означает, к примеру? Знаете ли
вы место расположения посторонних мыслей? А? Место расположения посторонних
мыслей — это, например: они слышатся оттуда и отсюда — из разных мест.
Это то же самое, что Нади, то же самое, что звук.
И что касается этих посторонних мыслей,
то чем больше идет продвижение в практике, тем выше тот, кто осознает это...
Другими словами, представим себе, что этот господин, например, концентрируется
на какой-либо мантре или же концентрируется на размышлении. (Вам понятно,
что имеется в виду под размышлением, да? Это состояние, когда думаешь о
том, об этом, направляя свою мысль.) Или же он концентрируется на мантре.
При концентрации на мантре, вследствие этого, например, различным образом
изменяется астральное пространство: оно расширяется и сжимается, или же
меняется цвет, меняется свет. И этот человек находится в состоянии, когда
он, зная обо всем этом, не прекращает концентрировать свое сознание. И
предположим, что в этот момент появляется посторонняя мысль. Здесь существуют
два варианта. Если действительно сконцентрировался, то, например, осознавая
эту постороннюю мысль как постороннюю мысль, к тому же понимая, откуда
она появилась, не вовлекаешься в нее. Если же концентрация не осуществляется,
то тогда, например, считая постороннюю мысль явлением одного ранга с мантрой,
захватываешься этой мыслью, то есть наступает состояние, при котором засыпаешь
или отправляешься в Астрал. Поэтому вам следует понять, что для практикующего
улетать в Астрал — это явление низкого порядка.
Теперь спрошу у вас следующее. Достигаешь
уровня Огня. Начинается отделение Тела Приведения. Здесь все "о'кей", да?
Как вы считаете? Хорошо, предположим, вы достигли уровня Огня и у вас произошло
отделение Тела Приведения. И, ну-ка, Кассапа, предположим, что ты вместе
с друзьями по Дамме каждый день наслаждаешься жизнью, ешь, получаешь удовольствия
от разговоров с ними. Как ты считаешь, это правильная медитация или нет?
Маха Кассапа-Ши: ...
Так, а как вы думаете, какой медитацией
лучше заниматься, когда приходит такое состояние? Или же на что нужно направлять
свое внимание? Здесь выходит на сцену Восмеричный Святой Путь.
Нынешние опустившиеся буддийские монахи,
которые на самом деле упадут в Ад, Мир Голодных Духов и Мир Животных, говорят:
"Мы не отличаемся от обычных людей". Однако, как известно, ученики Будды
Сакьямуни, достигшие высокого уровня, непременно занимались концентрацией
и шли на три шага впереди. Что ж, например, есть и такие, кто, как Исода,
часто испытывает колебания, но если не прекращать концентрации на том,
что стремишься сделать, то, вероятно, все страдания исчезнут за один-два
месяца. И если стараться прожить каждый момент сконцентрированно, то наши
посторонние мысли исчезнут сами по себе. Не так ли?
В таком случае, если, например, пустословить...
Сарасвати! В том случае, если занимаешься пустословием, как ты считаешь,
душа находится в состоянии рассеяности или концентрации?
Сукха-Ши: ...
Хорошо, а как ты думаешь, душа, находящаяся
в состоянии рассеяности, дает информацию, способную принести нам пользу,
или нет? Осуществляет ли подъем, приносящий нам пользу, или нет?
Сукха-Ши: ...
Да, поэтому вам необходимо осознать, что,
например, то Бакти, которое сейчас дается вам, — это не просто Заслуги
на уровне поступков. Также вам необходимо постоянно концентрироваться на
этом. Если в практике есть продвижение, не прекращать размышления. Если
и появились посторонние мысли, понимать: "Это посторонние мысли". А также
необходимо постоянно осознавать, что нельзя ставить в один ряд нынешнее
Бакти и посторонние мысли. И в таком случае, так как Форма и Пустота —
это одно и то же, совершенно естественно, что в Астрале вас станут посещать,
например, видения работы.
Теперь следующее. Что будет, если, выполняя
Бакти, непрестанно направлять сознание на Освобождение или на Спасение?
Как вы считаете?
Хорошо, спрошу еще об одном. Так, сейчас
будет немного сложновато. Предположим, что из-за затуманенности в Астрале
вы видите какое-то видение. По отношению к этому видению субъект осознал,
что видит неправильное видение. Что нужно сделать тогда? Как ты считаешь,
Манджушри?
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Как думаешь, можно сознательно стереть
его? А не значит ли это просто смыться из этого мира, так что опять повторится
такой же опыт? Как ты считаешь?
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Послушайте дальше. Здесь есть еще один
важный момент. Загрязнение Астрала следует рассматривать как загрязнение
Нади: Нади, то есть загрязнения каналов.
Сегодняшняя лекция предназначена для того,
чтобы вы шли по пути к полному Освобождению, поэтому слушайте внимательно.
Загрязнение Нади следует рассматривать как то, что в этом месте не проходит,
застревает Ветер. И для того чтобы устранить эту застопоренность Ветра,
существует два способа. Первый, как сказал сейчас Манджушри, — думать,
что этот мир — не мой мир, затем понять, в чем суть этого мира, и попробовать
разложить это на части. Это называется способом высокого уровня.
Еще один способ — не прекращать концентрировать
сознание на том мире, который видишь сейчас. Как вы считаете, этот мир
непостоянен или постоянен? Непостоянен. Хорошо, а как вы думаете, каждый
из миров Астрала непостоянен или постоянен? И как вы считаете, благодаря
тому, что придашь этому напряжение, благодаря тому, что ускоришь течение
этого, уничтожение этих миров ускорится или замедлится? Как вы думаете?
Здесь присутствует смысл общего контроля и управления. И если вы опять
обретете это, то овладеете огромным знанием в плане продвижения в вашей
практике.
Еще одно. Как вы считаете, что это за состояние,
при котором осуществляется концентрация, о которой я говорю? Недавно ведь
я сказал: концентрация. Я говорил о том, что такое концентрация. А теперь,
как вы думаете, что значит состояние, при котором осуществляется концентрация,
что значит хорошо удавшаяся медитация? Ну-ка, Кассапа.
Маха Кассапа-Ши: ...
Это так. Действительно, если постоянно
анализировать собственное состояние медитации, то это будет первым пунктом.
А что еще? Ну-ка, Кула. Что еще?
Кула-Ши: ...
Конечно, это так. А что происходит в результате
этой непрерывной концентрации? Маха Нама.
Маха Нама-Ши: ...
Да, так. Анализировать и находить Закон.
Так как те места, где не проходит энергия, у каждого различны, естественно,
что необходимо найти Закон. Можно сказать, что и это правильно. А ты, Манджушри,
что думаешь?
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Я говорю о том, что такое хорошее состояние
концентрации.
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Кхема, а как у тебя дела? Ты, в общем-то,
наверное, поняла, что я хотел сказать. Что за состояние состояние концентрации?
Еще одного не хватает.
Маха Кхема-Сэйтайши: ...
Да, контроль. Поэтому, как сказал Кассапа,
проанализировав и найдя затем присущее Закону, не "отдаляешься", а в конце
концов контролируешь. Это означает, что отдалиться невозможно. Почему же
я долго и упорно ждал того момента, когда появится слово "контроль"? В
действительности, например, у Ветра есть три Нади. Так, да? Есть Ида, Пингала
и Сушумна, да?
И хорошая медитация — это когда по каналу
Сушумна происходит постепенное поднятие, и, например, в канале есть "забитости",
и в этих местах происходит остановка. Здесь все "о'кей". Если их, например,
разбить или пройти через них, то тогда, например, будет некоторое время
очень хорошее состояние, и состояние света тоже примет очень хорошую форму.
Кстати, предположим, что, наоборот, у кого-то
забита Манипура и затем у него забивается Анахата. Предположим, что для
него важна Анахата. Тогда ему не до забитости в Манипуре, потому что появляется
очень сильная забитость. Возникает состояние, при котором невозможна концентрация.
И, например, в этот момент он проводит такой анализ: "Это, наверное, забит
правый канал; это, наверное, забит левый канал". Так?
И он смотрит и анализирует, что, собственно
говоря, является причиной: видения, что встают перед глазами, или звуки
Нада, или выходящая на поверхность информация. Проведя анализ, он думает
о том, что нужно сделать дальше. В этом состоянии нужно осуществлять контроль.
Затем он размышляет: "А какая же, собственно, мантра хороша в такие моменты?"
или "Что помогает в такие моменты?" "Наверное, подходит Раскаяние или подходит
Жертвование", — думает он. Когда вы становитесь способны делать подобное
в разгар такой медитации, то есть в состоянии глубокого погружения в себя,
это как раз и означает, что у вас осуществляется хорошая концентрация.
Что же приносит нам это состояние, при
котором осуществляется хорошая концентрация? Оно приносит нам не только
духовную стабильность, но и божественные способности. Это происходит оттого,
что уметь контролировать Пустоту в нашем внутреннем мире — значит уметь
контролировать Форму. И, например, ну, если здесь что-то непонятно, вы
можете встать со своего места и задать мне вопрос: сегодня у меня был такой-то
опыт и, например, каким образом можно выйти из этого. Если вы спросите
меня, я расскажу, какой способ лучше выбрать.
Итак, что вы можете сказать о том, какая
ситуация возникает во время осуществления хорошей концентрации? Манджушри!
Манджушри Митра-Сэйтайши: ...
Время останавливается. Да.
Можно рассматривать это как состояние освобождения
Праны от Пяти Накоплений, о чем я говорил вчера. Сначала особождаешься
от физического тела, от Формы. Затем освобождаешься от чувств. Далее особождаешься
от посторонних мыслей, что на поверхности. Затем освобождаешься от воли.
При этом наступает состояние, при котором время как бы остановилось. И
в последнюю очередь освобождаешься от каузальной информации — сознания.
И если все так получается... например,
мысли поверхностного характера — это, например, обычно: "Ой, голова зачесалась",
"Спина чешется", "Там болит", "Здесь болит", "Там затекло", "Здесь затекло".
Вот что бывает. Так все это без исключения исчезает. Внешние звуки уходят.
Раньше я говорил, что слышатся то там, то тут посторонние мысли; так и
это все уходит. И останавливается время. Становится так, что сам не знаешь,
сколько же прошло времени. И в конце концов перестает спускаться всякая
информация, и там существует только свет и больше ничего. Это и есть состояние
хорошей концентрации, хорошей медитации.
Что ж, сегодня для начинающих было немного
сложновато, но я думаю, что вы до некоторой степени смогли понять, что
такое медитация. Да? Тогда вы понимаете, что это не просто сидеть в отключке
и все. Я думаю также, что вы смогли понять смысл и назначение Бакти. Да?
По крайней мере, вы должны быть в состоянии дойти где-то до начального
и до второго Дзэна (медитативного размышления). Если вы будете страдать,
думая, что посторонние мысли — это вы сами, то ваша практика не продвинется
ни на шаг. Вы поняли?
Хорошо, на этом закончим.
Итак, будем стараться.