ПЯТЬ ПУТЕЙ И ТРИ КОЛЕСНИЦЫ – ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ПРАКТИКА
27 апреля 1989 года, главный центр на Фудзи

Божественные способности богов – удовольствия и бесполезность
Сегодня мне хотелось бы рассказать о пяти путях и Трех Колесницах. Что такое пять путей и Три Колесницы? Пять путей и Три Колесницы… Прежде всего, первый путь – путь, ведущий нас к асурам, людям, животным, голодным духам и в Ад. Второй путь – путь, ведущий к Небесам Четырех Правителей, Небесам 33-х Богов, Небесам Ямы, Небесам Неравнодушия, Небесам Удовольствия от Созидания, Небесам Удовлетворения Желаний Других Богов посредством Божественного Творения. Третий путь – путь, ведущий в миры Единолично Пробужденного, или Пратьекабудды. Четвертый путь – путь Многослышания. Пятый путь – путь Бодисаттвы. Разделение на три вида: Пратьекабудда, Многослышание и Бодисаттва – может быть представлено и в виде несколько иной классификации. Это Три Колесницы: Малая Колесница, Большая Колесница и Секретная Алмазная Колесница.
Итак, почему в этих Шести Мирах Страстей только Мир Небес рассматривается по-особому? Кассапа, почему только Небеса рассматриваются по-особому?
Маха Кассапа-Тайши: …
Это оттого, что по сравнению с другими пятью мирами, Заслуг находятся в стабильной ситуации. И состояние стабильности Заслуг дает нам радость на долгое время. Майтрея.
Майтрея-Тайши: Да.
Тогда почему так прекрасно переродиться на Небесах?
Майтрея-Тайши: …
Нет, не поэтому. Прекрасно переродиться на Небесах практикующему.
Майтрея-Тайши: …
Да, конечно, это так. И все-таки, почему же это так прекрасно – переродиться на Небесах? В том, что сказал Майтрея, есть одна правильная вещь. Но дело не только в этом. Подумаем хорошенько. Как вы считаете: слово «Небеса» и слово «боги» – это одно и то же или нет?
Хорошо, а какими силами обладают боги? Божественные Глаза, Божественные Уши, Божественное Чтение Чужих Мыслей, Перекрытие Утечек, Божественное Знание Прошлых Жизней, Божественные Ноги. Вот эти шесть способностей, да? Что касается Перекрытия Утечек, то если не заниматься практикой уничтожения мирских желаний, достичь этого очень сложно. Но если в этой жизни, например, вы изо всех сил занимаетесь практикой в миру или, став самана, изо всех сил уничтожаете мирские желания, в таком случае, как вы думаете, по сравнению с теми, кто не уничтожает их, можно ли считать, что вы развиваете способность правильно видеть вещи, или нет? Это и есть основа Перекрытия Утечек. И есть Божественные Глаза. Есть Божественное Знание Прошлых Жизней.
Как вы думаете, сможем ли мы с помощью таких способностей в полной мере постичь смысл рождения и смерти? Тогда как вы думаете, для тех, кто занимался духовной практикой в прошлой жизни и до определенной степени уничтожил мирские желания, Мир Небес будет бесполезным и пустым или же он будет полезным и непустым? Он будет приятным и радостным, но пустым и бесполезным. И причиной этой пустоты и бесполезности будут божественные силы, о которых я недавно говорил.

Превзойдите мирские желания! Правильный путь практикующего
Повторю еще раз: слова «боги» и «Небеса» синонимичны. В таком случае, что вы скажете о практикующем, у которого нет Божественных Способностей? В буддизме часто упоминаются имена двух великих учеников: Сарипутты и Махамоггаланы. Махамоггалана значит «Обладатель Божественных Способностей», Сарипутта – «Мудрец». Это значит, что он может свободно использовать притчи. Но значит ли это, что у Сарипутты не было Божественных Способностей? Например, если при чтении проповеди не проникаешься душевным настроем слушателей, сможешь ли прочитать правильную проповедь?
Иначе говоря, нам для того, чтобы в конце концов выйти за пределы Шести Миров Мира Страстей и переродиться в семнадцати мирах бытия, поделенных на семь типов, лучше всего перевоплотиться в Мире Небес. Конечно, если в Мире Людей появляется Будда или замечательный гуру, то, так как в Мире Людей по сравнению с Миром Небес страданий больше и, живя, здесь можно испытать не только радости, но и страдания, то, вероятно, лучше перевоплотиться в Мире Людей. Но что, если здесь нет того, кто проповедует Истину? Разве есть что-то привлекательное в Мире Людей? Так, в буддийских сутрах есть, например, описание, что и жители Небес Неравнодушия занимаются духовной практикой.
Я думаю так. Те, у кого есть Заслуги, рождаются в этом Мире Людей в том случае, когда в этом мире, полном страданий и мучений, появляется выдающийся религиозный наставник. Те, у кого поменьше Заслуг, рождаются на Небесах, когда там появляется выдающийся религиозный наставник. И третье – если обладатели прекрасных Заслуг рождаются на Небесах, когда там нет наставника, то они, имея Божественные Способности, познают бренность и непостоянство. И наименьшими Заслугами обладают те, кто перерождается в Мире Людей, когда там нет наставника.
Теперь вам понятна причина, почему я особо выделил Мир Людей и Мир Небес? Мир Асуров обычно считается миром, где трудно заниматься духовной практикой. Но на самом деле это не так. Сейчас я ограничусь только этим утверждением, так как нет смысла уделять время целой лекции на эту тему. В таком случае, что касается Мира Животных, Мира Голодных Духов и Ада, то там нет никакой Истины, поэтому они исключаются. Поэтому я сегодня говорил, сопоставляя Мир Небес и Мир Людей.
Ну, в таком случае, как вы считаете, не прекрасен ли практикующий, рождающийся в Мире Небес, независимо оттого, есть там гуру или нет, и к тому же научившийся избавляться от мирских желаний? Майтрея, ты понял, что я хочу сказать?
Майтрея: Понял.
Это второй путь. Путь перерождения на Небесах.

Паспорт в Мир Небес – десять заповедей и семь благих поступков
Так что же нужно делать, чтобы переродиться на Небесах? Ну, это просто. Накопить огромные Заслуги перед гуру, перед Истиной, перед практикующими, как можно лучше соблюдать десять заповедей и совершать семь благих поступков.
Семь благих поступков – это обратная сторона десяти заповедей. Первое – не убивать живых существ, а относиться к ним с любовью и жалостью. Второе – не воровать, а жертвовать. Затем, третье – не вступать в сексуальные отношения ни с кем, кроме жены или мужа, и не заниматься сексом без любви. Далее, четвертое – не лгать. Пятое – есть один раз в день. Шестое – спать на жестком. Например, постелив на пол одно одеяло. Никогда не спать на роскошной постели.
Да. Ну, а если вас спросят о шестом: «Почему нельзя спать на мягкой, роскошной постели?» – что вы ответите? Ну-ка, Патанджали, как?
Патанджали-Тайши: …
Сейчас Патанджали-Тайши употребил сложное слово «радость алчности». Вам это понятно? Радоваться жадности. Следующее. Если спать на мягкой постели, наверное, захочется поспать подольше, или нет? Спать на жестком не очень-то приятно. Так? Не захочется ли вам быстрее встать? А разве долгий сон не делает нас ленивыми? Вот так. Поэтому шестое – спать на как можно более жесткой постели. И седьмое – отдалиться от жадности. Это и есть путь перерождения на Небесах.

Путь на Небеса – накопление энергии
Конечно, если овладеть всем этим… Ведь Мир Страстей – это мир энергии. К тому же это мир, где преобладает энергия тепла. Да? Спросим-ка у Манджушри-Тайши. Если есть килограмм взрывчатки и тонна взрывчатки, что даст более сильную энергию тепла при взрыве?
Манджушри-Тайши: …
Да. Ты понимаешь, к чему эта метафора с килограммом и тонной?
Манджушри-Тайши: …
Да. Это Заслуги, или, можно сказать, энергия. Например, современные люди устойчивы на низком уровне. А у вас есть, например, сексуальное желание, от которого вы еще не отдалились. И сексуальное желание начинает увеличиваться. Это своего рода взрывчатка. Между тем, если сосуд мал, происходит взрыв низкого качества. И тогда все успокаивается. Снова энергия усиливается – и опять происходит взрыв. Все это повторяется. И что тогда? Как вы думаете, увеличится количество взрывчатки или нет?
Манджушри-Тайши: …
Правда, накапливать тяжело. Но понемногу сосуд увеличивается. И, допустим, наступает смерть. Тогда-то и происходит взрыв. В таком случае, естественно, те, у кого много энергии тепла, перерождаются в высоких мирах, где ее больше.
Ну, тогда так как гнев – это энергия тепла, то, может, лучше почаще злиться? Что вы думаете про это? А?
Самана:…
Вообще-то гнев не порождает энергии, а производит ее выброс. Недавно в Токийском муниципалитете я показал гнев Гуясамаджи, так как начальник отдела и его помощник встретили меня просто ужасно. Говорят, что тем, кто был вокруг меня, стало очень жарко. Так откуда же взялась эта энергия жара? Это моя жизненная энергия. А что происходит, когда идет выброс энергии? Как вы думаете, это обретение энергии или ее потеря?
Самана:…
Да. Поэтому нужно осознать, что сердиться, когда в этом нет необходимости, – это терять собственную энергию.
Поэтому как можно больше накапливайте энергию, то есть накапливайте Заслуги и поднимайте энергию. Это и есть второй путь, ведущий на Небеса.
А способы перевоплощения в остальных пяти мирах нетрудны. Не так ли? Во-первых, быть алчным и радоваться от этого. Потом – злиться и ненавидеть тех, кого считаете своими врагами. По максимуму тратить энергию на бесполезные вещи. И при этом думать: «Ах, как было хорошо!…» И что потом? Тогда непременно перед нами будет пять путей. А пять путей – это миры от Ада до Асуров. Поняли?
Самана: Да.

Освобождение от Мира Страстей – гнев из альтруизма, приносящий зрелость душе
Но, может быть, вы подумаете так: «Но только что Асахара сказал, что сам сердился». Здесь следует вспомнить о том, что упоминалось ранее о Малой Колеснице, Большой Колеснице и Секретной Алмазной Колеснице, Тантра-Ваджраяне.
Задам один вопрос. Вот два вида гнева. Первый – гневаться, чтобы защитить самого себя. Второй – например, гневаться, чтобы защитить Истину или чтобы отстоять справедливость. Как вы думаете, эти два вида гнева одинаковы по сути или различаются? А чем отличаются? Ну-ка, Сарасвати .
Сарасвати-Тайши: …
Еще что-нибудь? Какие у вас мнения, а, Тайши? Кхема, как?
Кхема-Тайши: …
А ты, Кула? Практика, которая развивает зрелость души, – это эгоизм или альтруизм? Эгоизм значит «выгода для себя». Альтруизм значит «польза для других». Что же? Практика зрелости души – это альтруизм. Например, гнев приводит к потере энергии, но помогает сохранить Истину. Что это? Эгоизм? Альтруизм? А чувство альтруизма помогает зрелости души или нет? А как оно помогает зрелости души? Наверное, оно дает ей возможность получить высокий опыт, который нам необходим и которым мы обладали изначально. Поступки ради стабильности собственной выгоды непременно связывают нас с Миром Страстей. Это понятно, да? А у альтруизма обратная направленность: он освобождает нас от Мира Страстей. Так ведь?
А что выше: Мир Страстей или Мир Форм. Конечно, выше Мир Форм. Мир Страстей – это мир эгоизма. Мир Форм – это мир альтруизма. Да? Можно думать подобным образом.

К Миру Форм и Миру Без Форм – избавление от мирских желаний и альтруизм
Теперь следующее. Что нужно сделать, чтобы переродиться в Мире Форм? Как вы думаете? А, Миларепа?
Миларепа-Тайши: …
Да. Одним словом, математика. Это так же просто, как, например, три минус два будет один. Другими словами, убрать эти три: жадность, ненависть и невежество, которыми мы обладаем. Но есть одно, что пока не убирается. Это желание жить. Да? Если убрать жадность, гнев и невежество, то, в принципе, мир, в который отправишься, очень красив. Так что, избавьтесь от мирских желаний, развейте в своей лучше альтруизм, но пока не прерывайте привязанность к жизни. И тогда вы переродитесь в Мире Форм.
Следующее – привязанность к жизни. Среди вас есть люди, которые думают, что у них нет привязанности к жизни. Под привязанностью к жизни здесь имеется в виду, что когда душа выходит из этого физического тела – а это можно испытать в медитации – она относится абсолютно спокойно к этому выходу, и к тому же у нее нет привязанности к бытию. Что значит к бытию? Это значит, что если человек не привязан к тому, что имеет форму, он переродится в Мире Без Форм. К тому же он может переродиться в достаточно высоком Мире Без Форм. Это, если использовать терминологию АУМ, Каузальный Мир. Это понятно?

Путь Единолично Пробужденного – отъединяясь от внешнего влияния
Так. Итак, третий путь. Что такое путь Пратьекабудды, или Единолично Пробужденного? Это изо всех сил выполнять только медитативные задания, которые дает гуру. Например, это может быть медитация Цандали. Или же медитация Пяти Уз. Или же медитация Двенадцати Стадий Возникновения Условий. Или же медитация Пяти Потенциалов и Пяти Способностей. Или медитация уничтожения Пяти Чувств. Есть разные медитации. Выполнять лишь их изо всех сил и достичь Освобождения, отъединившись от окружающего влияния, – это состояние и есть состояние Пратьекабудды.
Сделаю вам один подарок. Что это за подарок? Если достичь в АУМ и находиться в миру, то велика вероятность перерождения в Мире Страстей. Это вам понятно? Да? Кассапа, тебе понятна причина?
Маха Кассапа: …
Да. Так как занимаешься духовной практикой, борясь с желаниями этого мира, накапливаешь Заслуги. Но если задуматься, возникают ли при этом желания, то бывают случаи, что и возникают. Поэтому велика вероятность перерождения в Мире Страстей. Поэтому, если кто-то не хочет перерождаться в Мире Страстей, и Мир Форм ему тоже не подходит, если он хочет переродиться в Мире Без Форм, то он при достижении Кундалини-йоги должен молча, не говоря никому ни слова, исчезнуть. И в тихом, уединенном месте уйти в Нирвану. Вообще-то я считаю, что вам лучше всего идти по пути Бодисаттвы, о котором я расскажу в конце сегодняшней лекции, иначе вы упустите редкую возможность переродиться в Мире Форм и Мире Без Форм.
А что касается медитативного способа достижения Пратьекабудды, то со следующего номера «Махаяны» мы начнем публиковать комментарии к «Агама-сутре», и вы сможете тщательно выполнять эти медитации.
Знаете ли вы, что, вообще-то в АУМ имеются три системы практики? Первая – Молитва Стоя, интенсивная практика и практика Терпения и Упорного Усилия. Это путь Единолично Пробужденного. Затем такая практика как, например, сегодня – слушать о воззрениях на мир или о том, как прекрасна Истина, что никак не связано с медитациями. Это мир Многослышания. О нем я расскажу позже. И еще ваша ежедневная работа – практика Бодисаттвы. Иначе говоря, пока вы прилагаете усилия как самана АУМ, вы непрерывно занимаетесь тремя видами практики. К тому же, вы обладаете прекрасной Заслугой, потому что можете практиковать определенное количество времени.
Так. Вернемся к нашей теме. Поэтому, что касается Единолично Пробужденного: если воля сильна, это не столь трудное Достижение. И еще. Если твердо следуешь практике учения гуру, непременно сможешь достичь Единоличного Пробуждения. Рассматривайте это так. Хорошо?
Самана: Да.

Практика Многослышания – вносите Правильные данные!
Теперь следующее – Многослышание. Что это вообще такое, практика Многослышания? Что такое практика Многослышания? Многослышание – это слушать в большом количестве мои лекции (если говорить о вас) и размышлять над тем, что вы услышали. Это и есть практика Многослышания. А какую вообще пользу может вам принести практика Многослышания? Ну-ка, Маханама, какая в этом польза?
Маханама-Тайши: …
Да, польза от Многослышания в том, что вы становитесь способны проповедовать закон Истины другим. Но если нет Божественных Способностей, существует вероятность, что вы прочитаете проповедь не на ту тему. Поэтому необходимо овладевать практикой, развивающей Божественные Способности. Это понятно, да? Кроме того, практика Многослышания дает вам еще одно преимущество. Это... Ну-ка, еще раз спросим Кассапу.
Маха Кассапа-Тайши: …
Да. Это так. Таким образом, практикующий Многослышание начинает направлять себя на деятельность по Спасению.

Два типа Бодисаттв – благородный путь Тантры
Итак, следующее. Что такое практика Бодисаттвы? Практика Бодисаттвы – это делать свои страдания своей радостью, а страдания других – своими страданиями. Это есть изначальная основа практики Бодисаттвы. Итак, что здесь имеется в виду? Альтруизм до конца, желать приносить пользу людям.
Так. Сегодня добавим и кое-что новое. Существует два вида Бодисаттв – Бодисаттва Тантры и Бодисаттва Большой Колесницы. Ну-ка, Уппалаванна, чем отличается Бодисаттва Тантры от Бодисаттвы Большой Колесницы?
Уппалаванна-Тайши: …
А ты как думаешь, Вангисса?
Вангисса-Тайши: …
А ты, Тилопа?
Тилопа-Тайши: …
Ну, во втором ответе было: Бодисаттвы Тантры и Бодисаттвы Махаяны – это Бодисаттва, который практикует Тантру, и Бодисаттва, который практикует Махаяну. И все-таки, чем они отличаются конкретно?
Тилопа-Тайши: …
Да. Еще немного добавлю. В основе деятельности Бодисаттвы Большой Колесницы – добро. Добро – значит благие дела. Кроме того, он делает хорошо и для себя, и для других. Это определение Бодисаттвы Махаяны. Поэтому, например, если для себя – плохо, а для других – хорошо (конечно, мы не рассматриваем случаи, когда для себя хорошо, а для других плохо), так вот, если ему плохо, то есть для него это становится плохой кармой, а для других – хорошей, пользой для других, в таком случае Бодисаттва Махаяны не будет предпринимать никаких действий.
А Бодисаттва Тантры считает наивысшей задачей практики приносить пользу другим, накапливая плохую карму.
Спрошу у всех вас. Почему Бодисаттва Тантры занимается подобной практикой? Почему он быстрее становится Достигшим? Так, Кассапа, давай еще раз.
Маха Касаппа-Тайши: …
А ты, Пунна, как думаешь?
Пунна-Тайши: …
Что? Да. Давайте как следует подумаем о движении души человека. Например, есть ли у кого-нибудь желание попасть в плохие миры, упасть в миры, полные страданий? Как вы считаете? Но, осознавая это, непрестанно продолжать свою деятельность – это требует значительных душевных сил и духовной зрелости. Не так ли? По сравнению с этим просто делать добро… Это тоже польза для других, например, жертвуя свое тело, дать обет: «Хочу в будущем стать Буддой». Это тоже замечательно. Но при этом и себе хорошо, и другим. Так?
Но Бодисаттва Тантры ради пользы других занимается практикой во вред себе. Например, если это сделать, то энергия, которой обладаешь, или те Заслуги, которые накопил, будут уничтожены. Но все равно делаешь это ради других, на пользу другим. У кого сильнее душа, кто в подлинном смысле обладает любовью? А? Вам понятно, что я имею в виду?
Самана: Да.

К Будде Тантры – обладая огромной Святой Любовью
Манджушри, давай подытожим.
Манджушри-Тайши: …
Хорошо. Но тут есть одно противоречие. Разве он занимается практикой не для того, чтобы переродиться в высших мирах? Что вы ответите на это?
Манджушри-Тайши: …
Майтрея, как?
Майтрея-Тайши: …
Да. Это тоже может быть. Кхема, как?
Кхема-Тайши: …
Попробуем поразмыслить над определением Будды. Суть Будды – великое милосердие, великая скорбь. Не так ли? Великая Любовь, великое Сострадание. Не так ли? Пусть даже сам попадешь в скверные миры ради других душ – не значит ли это, что в душе ты уже Будда, что в душе такого человека уже посеяны семена Будды. Не так ли? Например, если на какое-то время и попадешь в низкий мир, то высокий, низкий – все это временные явления, не так ли? Для того чтобы войти в окончательный абсолютный мир, не имеет значения: высокий мир, низкий мир. Иначе говоря, промежуточный процесс не имеет значения. Даже если упадешь в Ад, Мир Голодных Духов, это не важно. Важным является главный момент: как быстро и как много людей сумеешь спасти. Насколько быстро сам сможешь обрести сострадание и милосердие в подлинном смысле слова. И если вы попытаетесь осмыслить это, то поймете, что Будда Тантры, естественно, быстрее, чем Будда Махаяны достигает зрелости души. Не так ли? Вот в чем суть. Смысл в том, что, следуя Тантре, быстрее становишься Буддой.
Сегодня я говорил о пяти путях и Трех Колесницах. Вы все поняли это? Также следует понять, насколько трудны эти пять путей и Три Колесницы. Поэтому каждый день старайтесь упорно практиковать концентрацию, Упорное Усилие, Заслуги, раскаяне, заповеди. Хорошо?
Самана: Да.
Наверное, для новых самана это была очень трудная лекция. В этой сегодняшней проповеди я рассказал о путях достижения тех миров, куда стремятся Пунна-Тайши и Майтрея-Тайши. Поэтому, если вы что-то не смогли понять из того, о чем шла речь, спрашивайте у Тайши, как следует помучайте их. Хорошо?
 
 



Главная
Хостинг от uCoz