О Медитации Завершения
Сначала, если у вас есть вопросы, я на них отвечу.
Спрашивающий А: Станет ли Медитация Завершения
опытом Пустоты, или же она имеет связь с прерыванием кармы прошлой жизни?
Если можно, ответьте, пожалуйста.
Сонши: Во-первых, как вы знаете, Медитация
Завершения позволяет посмотреть, что заложено у вас внутри. А Медитация
Происхождения – это медитация, которая служит для того, чтобы укоренить
что-то внутри вас. Например, это означает, что можно сделать следующее
разделение: Медитация Завершения – это медитация наблюдения, а Медитация
Происхождения эквивалентна медитации замещения информации. До сих пор понятно,
да?
И поскольку с помощью Медитации Завершения вы
только просматриваете то, что есть у вас внутри, то она не имеет никакого
отношения к прерыванию кармы. Но она предоставляет материал для распознания
кармы. Я бы даже сказал, что нет другого способа распознать карму. То,
что появляется во время Медитации Завершения, – это то, что возникает у
вас внутри, то, что внутри вас существует. Таким образом, естественно,
что это первоначальные предпосылки вашей будущей жизни.
И поэтому, я думаю, что можно сказать, что если
вы, положив в основу то, что испытали в это время, будете продолжать вести
соответствующие этому медитации, то сможете изменить свою будущую жизнь.
Теперь, что касается связи Медитации Завершения
с Пустотой. Во время Медитации Завершения состояние, в котором перестали
возникать все мысли и переживания, и есть состояние Пустоты. Вот таким
образом. Это вам понятно?
Цвета Ада, Животных и Голодных Духов
Как вы знаете, Сансара сформирована шестью мирами.
Это миры Ада, Животных, Голодных Духов, Людей, Небеса Гневных Богов и Небеса
Забвения от Развлечений.
К ним можно добавить ещё одну Сансару – Святые
Небеса. Однако, поскольку считается, что Небеса, которые имеют отношения
к созданию Шести Миров Мира Страстей, – это Святые Небеса, то, вообще-то,
их не следует включать в Сансару.
Итак, каким бардо обладает мир Ада? В сутрах
оно описывается как бардо дымчатого цвета. Но очевидно, что оно имеет чёрный
цвет. А скопление чёрных мыслей в результате приводит в Мир Ада.
Что я имею в виду под чёрными мыслями? Одним
словом, это ненависть. А почему ненависть чёрная? Ненавистью вы защищаете
себя, из-за ненависти вы сужаете свой мир. Получается, что Ад равен черноте.
Другими словами, вы как бы воздвигаете стену. Создав эту стену силой своей
мысли, вы из-за этой стены попадаете в состояние потери самообладания или
полного ограничения сферы вашей деятельности. Это будет Адом.
Каков же Мир Животных? Цвет бардо этого мира
зелёный. Что означает этот цвет бардо? В хорошем смысле он означает гармонию,
а в плохом – компромисс.
По отношению к чему выступает эта гармония или
этот компромисс? Это гармония, ставящая своей целью самосохранение, и компромисс,
ставящий своей целью самосохранение. В сознании появляется всё больше неясности,
и человек становится неспособен к осознанию сущности вещей. У него появляется
свойство притихать перед сильным и пожирать слабых. Это служит причиной
перерождения в Мире Животных, и в этом состоит смысл такого цвета бардо.
Следующий мир – это Мир Голодных Духов. Мир Голодных
Духов – жёлтый. Этот жёлтый – тусклый жёлтый. Это тусклый жёлтый цвет полностью
означает собственные желания материальных вещей или желания чего-то для
себя, что символизирует жадность.
В результате такого накопления, поскольку вы,
в конечном счёте, в различных явлениях фиксируетесь только на жадности,
в вашем сознании возникает самое неудовлетворённое состояние. И в качестве
проявления неудовлетворённого сознания появляется Мир Голодных Духов. Это
не означает, что в этом мире вообще нет материальных вещей. Просто данное
живое существо не может удовлетвориться этими материальными вещами.
Цвета различных типов людей
Следующее – это Мир Людей. Лучше всего будет
полагать, что, в основном, в Мире Людей присутствуют два цвета – это голубовато-зелёный
и голубовато-жёлтый. Изредка встречается чисто голубой. Голубовато-жёлтый
и голубовато-зелёный говорят о том, что при перевоплощении в Мире Людей
играет роль не только чувственная привязанность, но сюда же включаются
и жадность, и невежество. Поэтому необходимо осознать, что существует не
один тип людей.
Итак, изначально смыслом голубого цвета является
чувственная привязанность. Чувственная привязанность означает, что из-за
той радости, которую вы ощущаете по отношению к объекту, и из-за фиксации
памяти на объекте вам становится очень трудно с ним расстаться. Или даже
лучше сказать, что это состояние, в котором вы принимаете этот объект,
ни на секунду не сомневаясь в своём выборе. Это и есть чувственная привязанность.
Это можно проиллюстрировать на следующем примере.
Сначала по отношению к объекту возникает нечто вроде возможности хорошего
к нему расположения. В состоянии, когда возможно хорошее расположение к
объекту, у вас возникает иллюзорное представление о том, что вы можете
иметь хорошее расположение и к тому в этом объекте, к чему, в принципе,
невозможно иметь хорошего расположения. Это означает, что, поскольку ваше
сознание привязалось к объекту, ваше осознание этого объекта становится
ошибочным. То есть, в результате основой вашего отношения к объекту является
не его осознание, а чувственная привязанность к нему.
Это можно понять на примере ресторанчика, где подают рамен. Представим себе, что рамен очень вкусен. Тогда вы будете любить даже тарелки в этом ресторанчике. Символом этого является голубой цвет.
Если к этому голубому добавляется зелёный или жёлтый цвет, то значение его меняется. К примеру, если к голубому добавляется жёлтый, то с этой привязанностью переплетается выгода.
Иными словами, если любовные отношения дают человеку материальное удовлетворение или удовлетворяют его стремление к славе и власти, то лучше всего думать, что к голубому цвету бардо этого человека примешан жёлтый. А если привязанность возникает из-за желания человека чего-то избежать, то с голубым обязательно переплетается зелёный. Поэтому, даже если фактор голубого останется так, как есть, а зелёный исчезнет, то произойдёт смена объекта.
Свет Мира Ярости и Дэвов
Следующий мир – Мир Ярости. Свет Мира Ярости
– красно-фиолетовый. Но в этот красно-фиолетовый так же входит много других
факторов. В основном, те души, которые перевоплощаются в Мире Ярости, обладают
либо красно-фиолетовым, либо жёлто-зелёным бардо. Другими словами, этот
Мир Ярости отвечает не только за чисто красный, то есть за сознание ревности
и интеллект, но включает в себя и жадность, и невежество.
Если ещё глубже объяснять Мир Ярости, то настоящие
правители этого мира, или души высокого уровня в этом мире, не имеют желто-зелёного
бардо. Если нет жёлто-зелёного цвета, то это означает чистую изобретательность,
силу и обладание Заслугами. Такова форма Мира Ярости.
Однако среди душ, которые перевоплощаются в Мире Ярости, есть так же и такие, у которых присутствует карма голодных духов и карма животных. Раньше в АУМ Синрикё говорили, что цвет Мира Ярости жёлто-зелёный. Здесь заложен именно такой смысл. Это означает, что в Мире Ярости есть два типа: те, кто управляет, и те, кем управляют. Те, кто управляют, имеют чистый красно-фиолетовый цвет, а у тех, кем управляют, очень много жёлто-зелёного цвета.
Следующими идут Дэвы. Сущность Дэвов белая. Обычно в сутрах говорится, что этот мир проявляется намеренным невежеством. Что означает это намеренное невежество? К примеру, в этом мире всё непостоянно. Но, осознавая это непостоянство, Дэвы хотят как можно больше и как можно дольше наслаждаться в этом непостоянстве. Или же это работа сознания, основанная на желании получать удовлетворение как можно больше и дольше. Именно это и есть Дэвы.
Очевидно, что за всем этим стоит инстинкт самосохранения, поэтому не надо и говорить, что этот мир очень холодный. В буддистских сутрах часто встречается описание, что Дэвы узнают о своей смерти за неделю до неё. Типичный Мир Дэвов – это Небеса 33-х Богов, где неделя соответствует 700-м годам. И в течение всех этих семисот лет они вынуждены думать о своей смерти и страдать.
Когда приходит смерть в Мире Дэвов, абсолютно
точно не происходит перевоплощения на более высоком уровне. То есть, они
перевоплощаются в одном из других пяти миров Cансары. И в следующей жизни
вынуждены продолжать фиксировать память на страданиях.
Поэтому в каком из шести миров Сансары мы бы
ни перевоплощались, это не сделает нас счастливыми. Понятно? Ну, давайте
теперь перейдём к вопросам.
Красно-фиолетовый цвет Небес Ярости
Спрашивающий А: В красно-фиолетовом цвете
Небес Ярости чисто красная составляющая отвечает за интеллект. А не входит
ли в фиолетовую составляющую человеческий голубой?
Сонши: Лучше сказать, голубой привязанности.
Спрашивающий А: Входит голубой привязанности?
Сонши: Да, это так.
Спрашивающий А: Хорошо, понятно.
Намеренное невежество Дэвов
Спрашивающий С: Что касается Дэвов, то
существует шесть миров, в которых обитают Дэвы. Относится ли намеренное
невежество ко всем этим мирам?
Сонши: Да, относится.
Спрашивающий С: И к Четвёртым Небесам
тоже?
Сонши: Тоже. Если вы до определённой степени
занимались практикой Любви и если в вас нет стремления к страстям, то вы
перевоплощаетесь на Четвёртых Небесах. Другими словами, способ возвращения
Заслуг здесь – это всё ещё желания. Понятно? Больше нет вопросов? Хорошо,
давайте пойдём дальше.
Контроль над бардо
Для того, чтобы вы перевоплотились мягко и легко,
необходимо выполнять следующую практику. Это психическая концентрация,
свободное вхождение и свободный выход из неё. Что означают эти свободное
вхождение и свободный выход?
К примеру, если кто-то часто засыпает во время
медитации или засыпает, слушая медитативную плёнку, то перевоплощение такого
человека будет неопределённым. Потому что оно может быть изменено под действием
внешних предпосылок.
Однако же, если вы продолжаете концентрацию психики
или, если это изучение учения, то продолжаете изучать учение, никаких изменений
никогда не будет. И наоборот, если вы захотели заснуть, вы засыпаете. Или
же, если вы захотели войти в Медитацию Завершения, вы в неё входите. Если
вы находитесь в таком состоянии, то своим сознанием вы можете управлять
всем. А если вы можете всем управлять, то вы можете контролировать и бардо.
Поэтому главный момент заключается в том, можете
ли вы постоянно концентрироваться во время Медитации Происхождения, во
время медитации, которую вам необходимо делать. Можете ли вы продолжать
концентрироваться, не получая влияния от других факторов.
И чем легче вы будете концентрироваться, чем
свободнее входить в Медитацию Завершения и расширять своё сознание, тем
больше шансов, что у вас не будет посмертного шока.
Пока нет вопросов по этому поводу?
Люди, преуспевшие в Медитациях Происхождения
и Завершения
Спрашивающий Д: Существует ли разница
между человеком, который преуспел в Медитации Происхождения, и человеком,
преуспевшим в Медитации Завершения?
Сонши: Если человек умеет собраться и
если его сознание чёткое, то такой человек, можно сказать, преуспел в Медитации
Происхождения. А если у человека большой размах сознания, широта души,
то наверное можно сказать, что он преуспел в Медитации Завершения.
Что это означает? Те люди, которые являются специалистами
в своей области, преуспевают в Медитации Происхождения. А те, кто ведут
общественную деятельность, больше способны к Медитации Завершения. Специалисты
могут основательно проводить какое-нибудь исследование. Обладающие такой
предрасположенностью склонны к Медитации Происхождения. А Медитацию Завершения
могут делать люди, способные делать несколько дел за короткое время. Такие
люди преуспевают в этом виде медитации.
Если больше нет вопросов, давайте пойдём дальше.
Три энергетических канала
Давайте немного поговорим о Нади в нашем теле.
На спине находятся три канала. Это Ида, Пингала и Сушумна. Это так, да?
В основном, если прана входит в левый или правый канал, то вы либо погружаетесь
в невежество, либо у вас возникает злое сознание. Если прана входит в центральный
канал, то у вас возникает привязанность или состояние возможности психической
концентрации.
Когда создаётся состояние возможности психической
концентрации, энергия постепенно начинает подниматься по Сушумне, и начинается
разрушение Сахасрара-чакры. С этого момента начинается очищение трёх каналов.
Канала, находящегося в передней части тела, канала, отстоящего от передней
части тела на 2/3 и центрального канала.
Затем начинается очищение левого канала. Этот
канал берёт начало у левой Муладары, поднимается вверх и входит в центральный
канал. Правый канал начинается из Муладара-чакры, с правой стороны, поднимается
по вертикали вверх, проходит около уха и от линии глаз, то есть из Аджня-чакры,
впадает в канал передней части тела. И когда начинает разрушаться Сахасрара,
постепенно очищается центральный канал.
Сущность этих трёх каналов состоит в следующем.
Освобождение левого канала полностью разрушает невежество, Отсутствие Света
и заблуждение. Это способствует появлению мудрости. Когда полностью освобождается
центральный канал, исчезает привязанность, и возникает состояние свободы.
За счёт того, что разрушается правый канал, в душе пропадает злость, и
благодаря этому вы можете обрести полное счастье. Вот и всё.
Разговор об окончательной ступени
Возможно, я читаю лекцию, которая нужна вам,
как кошке червонцы или музыка ослу. Я говорю так потому, что сейчас эту
лекцию слушаете не только вы, но и идёт запись на видео. Будет очень плохо,
если не останется Закона. Большинство из вас не способны понять того, о
чём я говорю, но не стоит по этому поводу слишком переживать. Наш разговор
касается окончательной ступени.
Спрашивающий Е: Нет ли названия у канала
на передней части тела?
Сонши: Канал на передней части – это чакры.
Спрашивающий Е: Канал чакр?
Сонши: Нет, не так. Говоря иначе, происходит
полное раскрытие чакр. Благодаря избавлению от злобного сердца чакры раскрываются
полностью.
Спрашивающий Д: Когда выполняешь Цандали,
иногда бывает так, что даже если представляешь себе движение энергии по
центральному каналу, под влиянием кармы энергия иногда не идёт по центру.
Когда так происходит, я представляю себя спереди и стараюсь совместить
воображаемое и опыт.
Сонши: Да, но лучше сказать, что больше
предпочтения здесь всё-таки отдаётся опыту, а не визуализации. Поэтому,
как вы и говорите, нужно думать, что вы находитесь спереди.
Спрашивающий Д: Понятно.
Правый канал и злобное сердце
Может быть, вы думаете, что самое важное – это
техники, но главное – это душевный процесс. Как я уже говорил, если вы
полностью избавитесь от привязанности, то так же полностью освободится
и соответствующий канал. Если полностью избавитесь от невежества, то так
же полностью освободится другой соответствующий канал. Если полностью избавитесь
от злобного сердца, полностью раскроется канал злости.
Что такое, например, злость Муладары? Это ненависть
и убийство, правильно? Злость Свадистаны – это ревность, которая возникает,
когда вы не можете добиться расположения представителя противоположного
пола.
А что такое злость Манипуры? Подумайте, что это?
Это стремление к единоличному обладанию, например, обладанию едой или какими-то
другими вещами. Но здесь, к тому же, прибавляется ещё и стремление устранить
другого. А если речь идёт о науке или способностях, то, когда вы не используете
это на благо других, а только ради удовлетворения собственной душевной
злобы, это создаёт захваченность в Манипура-чакре.
Что у нас следующее? Анахата? Это не чистая привязанность,
она может быть связана с разного рода выгодой или, если дело не доходит
до выгоды – то привязанность с тайным умыслом. Это Анахата, относящаяся
к правому каналу.
Теперь Вишудда. Здесь всё просто. Это злословие
и клевета, так? Следующая Аджня, да? Здесь мирское желание – не приносить
пользы живым существам, а причинять им вред. Ну, с этим о’кей?
Необходимо отказаться от возникновения такого сознания и таких эмоций в сознании. Если у вас не будет захваченности этим, то ваш правый канал очистится. Однако, если вы даже и будете изо всех сил заниматься практикой, но при этом всё же фиксировать память на злых чувствах, ваш правый канал не освободится никогда. Понятно?
Левый канал и заблуждение
Теперь Муладара, которая относится к левому каналу.
Поскольку ваше сознание пребывает в заблуждении, то врага вы считаете другом,
а друга – врагом. Ведь так?
Теперь, что касается Свадистаны. О том, что в
действительности приносит вам пользу, вы думаете, что это пользы не приносит,
и наоборот.
А как с Манипурой? Вы считаете, что такая-то
наука приносит вам пользу, а на самом деле она не приносит. Или вы думаете,
что такая-то пища полезна, а на самом деле – нет. Что такая-то – безвредна,
а на самом деле она для вас вредна.
Четвёртая – это Анахата. Как с ней? Вы привязываетесь
к тому, что всё больше и больше вводит вас в заблуждение, и не привязываетесь
к тому, что от него освобождает. Теперь, что касается горла. Это ложь и
пустословие.
Как с Аджня-чакрой? Это работа сознания, желающая
удовлетворить свои желания посредством информации. Неясная и неопределённая.
Вот это заблуждения.
Центральный канал и привязанность
Итак, следующее – это привязанность. Что такое
привязанность Муладара-чакры? Несмотря на то, что карма уже начинает подходить
к концу или исчерпана полностью, вы продолжаете фиксировать на ней память
и фиксируете её на ненависти. Это привязанность Муладары.
Следующее – это привязанность Свадистаны. Это
значит продолжать испытывать жадность к сексуальным удовольствиям.
Привязанность Манипуры. Это жадность по отношению к науке или к пище, которую вы готовы есть, пока вам не станет плохо. Ведь так?
Теперь - привязанность Анахаты. Это значит продолжать быть привязанным к объекту, не понимая его до конца. И в результате ваша душа испытывает чувство единодушия с этим объектом.
Привязанность горла. Типичный пример – лесть. Вы льстите, желая, чтобы о вас хорошо думали.
И наконец, привязанность Аджни. Это состояние, которое возникает, когда, несмотря на то, что исполнение желаний связано с непостоянством, вы этого не замечаете. Это привязанность Аджня-чакры.
Итак, теперь перейдём к вопросам по этой теме.
Фиксация Памяти и усилия самого человека
Спрашивающий Ж: Мой вопрос касается утверждения,
что в конечном счёте важен душевный процесс. Изживая в себе те чувства,
о которых только что говорилось, очищаешь различные энергетические каналы.
Можно ли считать, что, кроме Фиксации Памяти, очищению каналов способствуют
также и усилия, направленные на предотвращение поступков, которые хочется
совершить под воздействием этих чувств?
Сонши: Каналы будут очищаться. Это так.
Но не только это. Если сказать по-другому, то сначала будет трудно контролировать
поступки, а значит, нужно, оставив всё как есть, прочитать и зафиксировать
в памяти то, что по этому поводу написано в сутрах. Затем обдумать прочитанное.
За счёт этого будут очищаться каналы, и придёт успокоение.
От специалиста к общественному деятелю
Спрашивающий И: Несколько раньше вы заметили,
что те, кто преуспевают в Медитации Происхождения, относятся к типу специалистов,
а в Медитации Завершения – к типу общественных деятелей. Каждый из нас,
наверное, сам знает, к какому типу он относится.
Сонши: Как правило, специалисты потом
переходят к типу общественного деятеля. Другими словами, если вы не способны
стать специалистом, то не сможете быть и общественным деятелем. Словом,
происходит расширение из одной точки, но если вы не сумеете сконцентрироваться
в этой точке, то невозможно и само расширение.
Спрашивающий И: Таким образом, это значит,
что после овладения концентрацией в одной точке, то есть Медитацией Происхождения,
и становления специалистом идёт смещение в сторону общественного деятеля?
Сонши: Да, это верно.
Спрашивающий И: То есть происходит расширение
и углубление?
Сонши: Да. Не может считаться медитацией
то, что широко, но мелко.
Отрицательные стороны привязанности
Спрашивающий К: Когда вы говорили о привязанности,
вы приводили пример с лавкой лапши “Рамен”. Вы говорили, что такую вкусную
лапшу хочется съесть вместе с тарелкой.
Сонши: То есть, у вас возникла такая привязанность.
Спрашивающий К: Если говорить о примере
с женщинами, то мне кажется, что у тех, кого мы любим, есть положительные
и отрицательные стороны, и мы, наверное, начинаем любить в них даже это
отрицательное. Но когда эти плохие стороны начинают выходить на первый
план, в нас в это время срабатывает воспоминание о её хороших качествах,
или для такой любви есть другие причины? То есть, разве можно чётко определить,
что является причиной привязанности?
Сонши: Привязанность имеет такую особенность,
что вы стараетесь думать именно так, как вам хочется. И поскольку вам хочется
думать именно так, то вы ограничиваете те факторы, которые для вас неопределенны.
То есть, если бы у вас была полная определённость, не возникало бы желания
думать так, как вам хочется.
Ну, допустим, например, что кто-то поставил условия,
что он будет встречаться только с тем, кто знает английский язык. Если
человек не знает английского, то он отпадает сразу же, независимо от того,
насколько в нём замечательно всё остальное. Но если не заниматься выяснением,
знает ли он английский, то этот фактор может быть отодвинут на второй план
другими, дополнительными факторами. У привязанности есть такое свойство.
Поэтому сейчас, например, г-н К не понял примера
с лавкой лапши “Рамен”. Но среди того разнообразия людей, которых я веду,
такой опыт существует, и в особенности у г-жи Т, которая работает в офисе.
Допустим, вы идёте в великолепный ресторан, и там вам дают какую-нибудь
тарелку, или пепельницу, или ещё какой-нибудь предмет. Я думаю, вас это
порадует.
Спрашивающий К: Да, я думаю, есть такое.
Сонши: Я привёл этот пример с лапшей,
потому что он понятнее, чем пример с женщиной. Допустим, есть тарелки,
и есть любимые тарелки. И абсолютно точно, что, если в лавке с лапшей вам
дадут не ту тарелку, которая вам нравится, вы и не подумаете её взять,
потому что не воспримете её как любимую тарелку. Однако, если вы не привязаны
к самой тарелке, но лапша придётся вам по вкусу, вы и к тарелке отнесётесь
с симпатией.
По этой же причине, чем больше для вас определённого
в женщине, тем труднее к ней привязаться. Но вот если она соответствует
вашим условиям, привязанность, конечно, будет глубокой. Но чем меньше в
ней определённых факторов, тем значительнее изменится ваше отношение к
ней. Допустим, она производит впечатление женщины, которая может отвлечь
вас от одиночества. И для вас этого достаточно. В таком случае, вы ничего
большего от неё не требуете, так как остальные факторы не имеют значения,
и постоянно прилагаете усилия, чтобы видеть во всём хорошее.
Но, предположим, что всё по-другому: вам нужен спутник жизни, который должен отвечать вашим требованиям по 100 пунктам. Вы постоянно думаете, фиксируя в своей памяти: если этот человек не отвечает всем этим требованиям, то я его не люблю. Но если эти условия будут выполнены, то остальные неясные моменты вы будете опускать. Вот так это должно быть. Понятно?
Спрашивающий К: Возможно, мой следующий
вопрос частично совпадает с предыдущим, но мне бы хотелось узнать: когда
объект отвечает всем тем требованиям, которые мы к нему предъявляем, и
мы стараемся всё остальное в нём воспринимать положительным образом, называется
ли такая работа сознания привязанностью? Почему же мы стараемся всё остальное
в нём воспринимать как положительное?
Сонши: Потому что вы хотите стать счастливым,
и у вас возникает иллюзия, что счастье находится вне вас, вот поэтому вы
и пытаетесь видеть всё таким образом.
Спрашивающий К: Тогда, с этой позиции,
чем больше положительных сторон, тем лучше?
Сонши: Нет, лучше сказать, что в этом
случае возникает иллюзия, что подобное восприятие может сделать нас счастливыми.
Спрашивающий К: То есть, я побыстрее хочу
стать счастливым?
Сонши: “Я побыстрее хочу стать счастливым”,
а в действительности это страдание. Навязываешь себе мнение, что это радость,
но реальная трудность этого положения заключается в том, что если однажды
попадёшь в него, дальше – бездонное болото, на которое обычно не обращаешь
внимания, пока не начнёшь в действительности корчиться от страданий. Поэтому-то
я думаю, что из заблуждений: невежество, злое сердце и привязанность –
самая худшая вещь – это привязанность. Когда исчезает привязанность, сразу
же очищается порядочная часть кармы.
Есть какие-нибудь ещё вопросы?
Заблуждение, вызываемое другими предпосылками
Спрашивающий Л: Я немного отойду от темы
сегодняшнего разговора. Есть один момент, о котором я бы хотел спросить,
не могли бы вы ответить? Ну, скажем, тот же самый пример с лавкой лапши
“Рамен”. Что будет, если человеку, который ни разу не ел лапшу и совсем
не думал, что она может быть вкусной, эта лапша неожиданно понравится?
Сонши: Так не бывает. Никогда не бывает.
Такое невозможно. Если вы хотите знать, то, когда человек, не обладая абсолютно
никаким опытом, в первый раз ест лапшу, он думает, что она невкусная.
Спрашивающий Л: Извините, я немного не
так выразился.
Сонши: Если думать так, как вы сказали,
то всё правильно.
Спрашивающий Л:
Извините пожалуйста, давайте я задам вопрос ещё раз. Допустим, что человек,
который ни разу не ел лапши, попробовав её, понял, что она вкусная. Я немного
не понимаю: почему он может так думать?
Сонши: Это опыт прошлой жизни.
Спрашивающий Л: Опыт прошлой жизни?
Сонши: Да. Или фиксация памяти в этой
жизни. По этому поводу я уже приводил пример с кока-колой. На самом деле,
я слышал про кока-колу в рекламе, но когда впервые попробовал, я подумал:
как это можно пить, она слишком газированная. Но кока-колу постоянно рекламировали,
и когда я выпил второй раз, она мне уже показалась более-менее вкусной.
На третий раз это было уже вкусно. Четвёртый, пятый, шестой раз... и постепенно
я уже смог за раз выпивать литровую бутылку.
Таким образом, существует объект вкуса и вкус.
И в результате этой рекламы, вследствие такой фиксации памяти, хотя объект
вкуса и не менялся, сам вкус был введён в заблуждение. Я думаю, что это
заблуждение, очевидно, появилось как следствие других предпосылок, то есть
нас заставили зафиксировать это в памяти.
Спрашивающий Л: Понятно, спасибо.